Радуница уже скоро!

Автор - Анастасия Гурина

Распространившаяся среди белорусов мода украшать могилы искусственными цветами символизирует фальшь современных обрядов поминания усопших и оборачивается горами пластика на свалках, считают специалисты.

14 мая, на Радуницу, многие белорусы отправятся к местам упокоения своих родных – помянуть и навести порядок на могилах. В этот день могилы украшаются новыми искусственными цветами, а старые цветы выбрасываются.

Так каждый год образуются кучи пластикового мусора. В городских кладбищах отслужившие свой недолгий век искусственные украшения вместе с другим мусором собираются коммунальными службами и отвозятся на свалку. Деревенские жители зачастую искусственные цветы с кладбища относят в близлежащий лес, украшая таким образом лесные ландшафты кучами нетленного пластика.

Испокон веков белорусы на места упокоения своих предков приносили живые цветы. Теперь же в дни перед Радуницей городские рынки и улицы завалены разноцветной пластиковой мишурой. В цене она не всегда уступает настоящим цветам – маленькие невзрачные пластиковые изделия можно найти тысяч за 15. Большинство же произведений рук человека (вернее, китайских фабричных станков) обойдутся тысяч в 20-30. А есть и по 50, и по 70.

Экологи обеспокоены торжеством пластика накануне Радуницы.

Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов рекомендует белорусам не использовать искусственные цветы для украшения могил. «Мы их покупаем, приносим на кладбище, и уже через некоторое время этот предмет становится мусором», - отметил в беседе с «Ежедневником» эколог. – От них и радости никому никакой, и вред окружающей среде наносится значительный».

Специалист также обратил внимание, что на производство искусственных цветов тратится большое количество ресурсов, в том числе нефтепродуктов.
Этот пластик не собирается для переработки, и Евгений Лобанов подчеркивает, что проще не создавать проблему, чем искать пути ее решения. На могилах можно сажать живые цветы.

Многие люди, руководствуясь представлениями, что цветы с могил нехорошо отправлять на мусорные свалки, сжигают их. Это особенно активно практикуется в сельской местности. Экологи же настаивают, что мусор вообще нельзя сжигать. Во-первых, в составе мусора могут быть какие-то вторичные ресурсы, которые можно отправить на переработку, обращает внимание Евгений Лобанов. А во-вторых, в состав украшений из пластика могут входить красители, пластификаторы и другие вещества, которые при сжигании попадут в воздух. «Кроме того в условиях открытого горения, где температура сравнительно небольшая – 200 градусов максимум, могут образовываться новые опасные химические соединения, - сказал эколог. – В первую очередь дышать этим будет тот, кто непосредственно сжигает мусор. А в конечном итоге, это вносит свой вклад в состояние окружающей среды».

Люди объясняют свою любовь к полимерам их долговечностью – такие цветы весь год простоят, до следующей Радуницы. По словам отдельных посетителей городского кладбища, делать выбор в пользу пластиковых цветов подталкивает и расхожее убеждение: «Мертвым живые цветы не надо ставить».
Имеют ли такие предрассудки под собой основание в православной традиции, «Ежедневник» выяснил в беседе с Павлом Сердюком, настоятелем Прихода храма святителя Николая Японского.

«Какое отношение православная церковь может иметь к пластмассовым китайским цветам? – недоумевает отец Павел. - Это чистой воды бизнес, люди зарабатывают на этом. Есть спрос – есть предложение. Сегодня в целом есть спрос в нашей жизни на бутафорию, на фальшивку, значит, будет и предложение».

Вся эта пластмассовая бижутерия – это подмена, уверен священник. «Что мы несем на могилы? – любовь и скорбь утраты, либо мы несем пустоту, которую закрываем какими-то побрякушками».

Настоятель советует людям приносить живые цветы, а лучше – высаживать живые, которые как раз весной начнут прорастать. «Это такой символ, напоминающий о воскресении, о вечной жизни. Смерть, хотя она и омрачает жизнь утративших любимого человека, не будет властвовать всегда».

«Но это актуально для людей верующих. А неверующие люди склонны поступать в рамках некоего общего потока, мэйнстрима, укоренившихся привычек», - сказал Павел Сердюк.
Священник не одобряет распространившихся в широких массах традиций в отношении некрополисов. «Не нужно есть на могилах, разводить этих пиров с обильными возлияниями алкоголя. Кладбище в этот день превращается в семейные разборки – кто кого обидел, кто больше скорбел…»

При таком внешнем посещении кладбищ мы не можем сказать, что мы чтим память своих предков, подчеркнул настоятель. «Находясь в этом месте, мы ведем себя совершенно неблагоговейно по отношению к памяти».

Пытаясь объяснить, откуда берутся такие традиции, Павел Сердюк обратил внимание, что человек по сути своей религиозен. «А смерть, все, что связано с умиранием, местами упокоения всегда вызывает желание выполнять некие действия, - сказал священник. – Часто, если нет осознанной, сформулированной веры в Бога, в воскресение мертвых, в вечное воздаяние, то это выливается в такие квазирелигиозные формы».

Источник

 

Радуница уже скоро!
Что Вы думаете по этому поводу? Что принято делать в этот день? Каковы ритуальные традиции в нашей стране? Если не жалко поделитесь, ведь многим это будет интересно!

Поделиться информацией в
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Blogger
  • blogmarks
  • RSS
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
This entry was posted in Ритуальные агентства Минска and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Радуница уже скоро!

  1. ritualnyeuslugi says:

    Ра́дони́ца, Радуница — у славянских народов особый день поминовения усопших и посещения кладбищ, первый после праздника Пасхи. Совершается на девятый день от Пасхи, во вторник Фоминой недели.
    Это общеславянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Этимологически слово Радоница видимо восходит к корню рад- («радование, радость»). Другие названия праздника — Радовница, Радошница, Радуница, Навий день, Могилки, Гробки. Первоначально праздник, видимо, отмечался не только во вторник, но и в понедельник Фоминой недели («Навий день»), однако со временем эта традиция исчезла.
    В Беларуси, а также в ряде регионов России этот день объявлен выходным.
    В Беларуси на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали по могиле окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».
    Белорусские традиции поминовения предков в этот день сохранились с языческих времён. Радоница во многом переняла черты языческих праздников поминовения предков — Дедов.
    Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.

  2. ritualnyeuslugi says:

    Радоница
    Во многих славянских и германских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых: в Саксонии, Лаузенице, Богемии, Силезии и Польше, во время язычества народ хаживал на кладбища 1 марта, в час рассвета и там приносил жертвы усопшим. На кладбищах, которые в Псковской и Тверской губерниях называются буями и буивицами, доныне в святки делают гадания.

    Празднования семика приходилось в тот же день, когда по прежнему обычаю погребали умерших и поминали убогих на скудельницах или убогих домах.

    «В Троицкую субботу», как видно из Стоглава, «сходились мужи и жены на жальники (от глагола «жалеть»), то есть на кладбища, и плакали на могилах с великим кричанием и, когда станут играть скоморохи гудошники, то они перестанут плакать и начнут скакать, плясать и в ладони бить на тех жальниках».

    С исключением последнего, подобный обряд соблюдается и доныне в Смоленской губернии. Олай великий и другие описывают старинные обряды пред наступлением Великого Поста в Мертвое воскресенье изгнанием зимы или смерти, кои встречаются у славянских и германских народов, а в Польше известен под именем Моржаны.

    В это же время франки совершали подобное же торжество в память усопших, соединенное с мимическими представлениями и песнопениями.

    Радоницу справляют в России во вторник Фоминой недели, как у белорусов так и у великоруссов. В Рязанской губернии она называется наской и навий день, — что сходно с литовским словом navie — мертвец, так как в этот день собираются на кладбище поминать умерших.

    Местом заупокойного пира у литовцев было или самое кладбище или дом вблизи него.

    В России в радоницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенных два-три красных яйца и пирога кусок, или другого чего-нибудь, на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых было глубокое уважение к памяти усопших.

    Серьская Zadusnice (Задушница) вполне соответствует нашей радонице.

    В Малороссии радоница (гробки) сопровождается причитанием на могилках, потом пиршеством и катанием яиц; в заключение на могилку льют водку или вино из рюмок. Там радоница называется «гробками» и это могильное торжество происходит с утра понедельника до вечера среды. Катанье яиц там происходит до самого Юрьева дня.

    В Галицких местностях и в Тверской губернии в Фомину неделю, называемую Радоницами, гуляет народ после полуночи и до света, распевая под окнами: «Юница, молодица, подай яйцо в перепечу!»

    Тогда подают парням вино, пиво, ладышки, а девкам пряники и красные яйца. Этот Юнец или Вьюнец упоминается в 25 вопросе Стоглава: «и на Радонице Вьюнец, и всяко в них бесование».

    Присутствовавшие в Радоницы на могилах скоморохи при поминовении происходят от скоморов или скомахов — народа хищнического и бродяжнического, жившего на нижнем Дунае в V VI веках. Вероятно, скоморохи были бездомными бродягами вроде цыган, бродили из села в село, из деревни в деревню, где поплясать, где попеть, где украсть, от чего получили такое незавидное название.

    Радоница, Радуница, в посаде Парфенове, волостях Ширской, Петрусовской, Салтановской называлась Усопшая Радованица.

    По утру, подобно русским, пермячки-хозяйки красят яйца в радоницу, называемую у них Радольницей. Тут же пекут пироги с рыбой, блины, солянки, оладьи, разное мясо и проч. Отобедав по праздничному, часть всего приготовленного они приносят в церковь, где служат панихиды и обедни по умершим родителям и близким родственникам; потом возвращаются домой. В этот день в церковь ходят далеко не из всех домов и только особенно набожные и зажиточные. Принесенные в церковь яства поступают: лучшие — церковнослужителям, а прочие — нищим. Кроме поминок, у пермяков радольница ничем не отличается от обыкновенного рабочего дня.

    В Чухломском и Кологривенском уездах, Костромской губернии Радованицами называлось Фомино воскресенье.

    («Русскiй народъ. Его обычаи, обряды, преданiя, суеверiя и поэзiя». Москва. 1880. Собр. М. Забылинымъ. Издание книгопродавца М. Березина.)

Добавить комментарий